Вклад предприятий автопрома в структуру ВВП республики по итогам января-августа 2016 года достиг 42 млрд. тенге.
«На протяжении последних трех месяцев мы видим устойчивые свидетельства восстановления отраслевых показателей. В августе выпуск легковых автомобилей к аналогичному периоду 2015 года вырос в 4 раза. Производство грузовой техники – на 54%, отметил председатель правления Союза предприятий автомобильной отрасли Казахстана Олег Алферов.
Согласно оценкам г-на Алфёрова, специфическими особенностями казахстанского автомобильного рынка сегодня являются низкий уровень автомобилизации, высокая изношенность парка и внушительная емкость импортозамещения отечественного авторынка (свыше $4 млрд в год).
Электромобили как следующий этап развития казахстанского автопрома
По оценкам McKinsey, доля автомобилей на электрической тяге в странах с высоким уровнем спроса на «зеленый транспорт» может достичь 50% в структуре продаж новых автомобилей к 2030 году
Однако сегодня спрос на электромобили охватывает не более 12 рынков. Крупнейший из них - рынок Китая, где по итогам 2015 года было реализовано свыше 331 тыс. автомобилей на электрической тяге (включая модели, оснащенные гибридными агрегатами).
Взрывным ростом продаж электромобилей китайская автоиндустрия обязана государственной программе экологизации транспортного сектора, в рамках которой покупатели легковых моделей пользуются государственной субсидией в размере $14 500. Сумма госсубсидии при приобретении автобусов превышает внушительные $82 000.
Первым практическим свидетельством этого тезиса стал опыт сборки партии кроссоверов KIA Soul EV на электрической тяге, осуществленной «АЗИЯ АВТО» в конце 2014 года. Производство и тестирование электромобилей на усть-каменогорских мощностях не потребовало модернизации и переоборудования заводского конвейера. В июле 2016 года первый электромобиль китайской марки JAC сошел с конвейера «СарыаркаАвтопром» в г.Костанае.
«Сегодня казахстанский парк легковых автомобилей на электрической тяге насчитывает 720 единиц. Однако в перспективе отечественные производители готовы наладить серийный выпуск электромобилей – по мере формирования в городах республики необходимой инфраструктуры в виде зарядных станций и роста потребительского спроса на электротранспорт. Иными словами, в условиях казахстанского автопрома, перед которым не стоит задача производства собственных силовых агрегатов, трансмиссии, противопоставление транспорта на углеводородном топливе и электрической тяге по сути ложное», - отмечает глава Союза.
Беспилотные авто
Совместно с Всемирным Экономическим Форумом в Давосе BCG (Boston Consulting Group), один из глобальных лидеров управленческого консалтинга, на протяжении 2015 года проводил наиболее глубокое исследование перспектив внедрения беспилотного автотранспорта. Его результаты были представлены на Давосском форуме в 2016 году и вызвали широкий резонанс в профессиональной среде.
Согласно прогнозу BCG, беспилотные автомобили начнут оказывать заметное влияние на структуру автомобильного рынка не ранее 2027 года. Но уже к 2035 году мировые продажи полностью автономных автомобилей достигнут 12 млн единиц в год, частично автономного транспорта – 18 млн единиц.
«Нет сомнений в том, что по мере внедрения этих технологических решений на крупнейших рынках, в довольно короткие сроки они придут и в Казахстан, а производственные мощности казахстанских партнеров глобальных автоконцернов будут адаптированы с учетом новых задач. Однако, высокие показатели сбыта на платформу (60-120 тыс./год) – критически необходимое условие для рентабельной локализации производства автокомпонентов, а в масштабах рынка РК названные объемы достижимы только при ставке на модели массового спроса», - в заключение отмечает Олег Алферов.