Решение Китая запустить торговлю форвардными контрактами и свопами на три валюты развивающихся рынков, в том числе на рубль, идет в русле тенденции по снижению влияния доллара в расчетах КНР и в долгосрочном плане создает риски для доллара, считают опрошенные РИА Новости аналитики.

Однако пока доллар остается основной резервной валютой, и в краткосрочном плане реакция на сообщения о свопах нейтральная.

Китайская система торговли иностранной валютой (China Foreign Exchange Trade System, CFETS) с 29 декабря начала торги контрактами на малайзийский ринггит, российский рубль и новозеландский доллар, говорится на сайте системы. В результате, количество юаневых свопов на межбанковском рынке иностранных валют возросло до 11.

Китай продолжает минимизировать долю доллара в своих торговых расчетах, и это безусловный минус для фундаментальной оценки американской валюты в долгосрочном плане, считает Сергей Алин из компании «Норд Капитал». «В мире идет формирование новых центров силы, и этот процесс требует изменений в валютной сфере», — рассуждает он.

Роль развивающихся рынков и в особенности азиатских растет, также полагает Алексей Михеев из банка «ВТБ 24».

«В первую очередь это определяется демографией: рост населения в странах региона ставит их властям новые задачи. Повышается геополитическая роль таких стран. Наконец, доля ВВП стран региона в мировом ВВП также увеличивается. В этой связи возникает справедливый вопрос: почему мировой финансовый центр должен оставаться в США?», — рассуждает Михеев.

Поэтому Китай и ведет свою долгосрочную политику по снижению роли доллара в региональной торговле. «Как говорится, вода камень точит, и кумулятивный эффект в долгосрочном плане безусловно проявится», — говорит он.

Расширение перечня доступных производных инструментов на основе российского рубля потенциально приведет к снижению валютных рисков для иностранного бизнеса при реализации сделок в российской валюте, считает Тимур Нигматуллин из ИХ «Финам».

«Таким образом, в долгосрочной перспективе это может привести к росту спроса на российскую валюту и, при прочих равных, способствовать укреплению курса рубля», — говорит он.

Торговля парой юань/рубль поможет частично снизить зависимость экономик России и Китая от доллара США, считает Ирина Рогова из Forex Club.

«На данный момент приблизительно 10% товарооборота между Россией и Китаем происходит в национальных валютах, а предпринятые шаги потенциально могут этот объем увеличить, и роль российской валюты в международной торговле будет расти, считает она.

Однако пока масштаб данных шагов можно назвать лишь региональным. В мировом плане они не несут краткосрочных рисков для доллара, полагают эксперты.

«Объем заключенной сделки составляет порядка 25 миллиардов долларов, что выглядит весьма незначительной суммой на фоне общего объема внешней торговли КНР, превышающего 4 триллиона долларов», — говорит Денис Давыдов из Нордеа Банка.

Предпринимаемые Народным банком Китая шаги по расширению корзины валют для внешнеторговых сделок в перспективе скажутся на балансе сил, но нужно помнить, что основными партнерами Поднебесной остаются ЕС и США, говорит Давыдов из Нордеа Банка.

Поэтому процесс отвязки от доллара будет идти очень поступательно, говорят эксперты.

Пока США успешно свернули программу помощи экономике QEIII и макроэкономические показатели не демонстрируют негативных сигналов, говорит Михеев из «ВТБ 24».

Впрочем, в современном мире возможны и внезапные изменения, в том числе и в сфере валютных отношений, и даже США от них не застрахованы, добавляет он.